Возраст у подростков часто принято считать переходным, переломный, а порой и критическим возрастом полового созревания маленького взрослого.
Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Если ребенок располагается в здоровом окружении, которое способно реагировать при малейшем отклонении поведения подростка, то родители могут спать спокойно, так как поведение у ребенка будет оставаться нормальным. Но существуют подростки, поведение которых весьма отличается от установленных в социуме общих правил поведения, когда с ребенком возникают трудности, а поведение начинает носить девиантный, разрушающий характер.
Под нормой, в нашем случае, принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д.
Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах
• Девиантное поведение является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действия сексуального характера (стремление к изнасилованию).
• Делинквентное поведение проявляются в повторяющихся асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.
• Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода « в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.
Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.
Статистически выведено психолагами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков, семьи которых
• Имеют психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;
• Пристрастны к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;
• Во взаимоотношениях между родителями существует непонимание, неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;
• Не уделяют отцовского воспитания по отношению к подростку;
• Имеют авторитарный способ воспитания, или наоборот чрезмерно опека над подростком.
Понаблюдайте за поведением своего ребенка, и если есть первичные признаки для беспокойства, обратитесь к специалисту-психологу. Не стоит запускать ситуацию!