Трудный подросток – это тот, чье поведение отходит от принятых норм и стандартов в обществе.
Ученые относят к этой группе несколько видов детей:
• Дети со способностями, одаренные
• Дети, имеющие различные проблемы, например, гиперактивность.
К общепринятым нормам и стандартам относятся:
• Близкое окружение;
• Культурные ценности;
• Социально-нравственные ценности;
• Самореализация;
• Социальные нормы.
Социальная норма – сложившаяся в определенном обществе мера, предел, допустимый в поведении других людей.
Причины в характере
Трудное поведение подростка объясняется в сочетании неправильного личностного развития, недостатками в воспитании и неблагоприятной ситуации, в которой он находится или оказался. Частая причина в трудном поведении подростка является плохое влияние ближайшего окружения, семьи и незавершенный процесс формирования личности.
Зачастую плохое поведение подростки использую в качестве самоутверждения, неким протестом против правил. Основная причина этого является низкая самооценка подростка. Самой распространенной причиной является влияние окружения, в котором живет и формируется подросток.
Если среда неблагополучная, то ребенок усвоит ее нормы и ценности, даже если они противоречат общепринятым нормам. Так как для подростка они выглядят правильными, так как у него нет опыта жизни в другой соцсреде.
Причиной может быть и благополучная среда как социальная, так и материальная. При возникновении конфликта с взрослым, ребенок может пойти на принципы, найдя поддержку в неблагополучной среде, приняв ее законы и нормы.
Причины в возрасте
У подрастающего ребенка происходит несколько стадий изменения, как в физическом, так и в психическом развитии. В эти периоды не все дети отдают отчета своим поступкам, не успевая адаптироваться к происходящим изменениям вокруг. В итоге появляется недоверие к людям и неуверенность в своих силах и способностях.
С точки зрения психотерапевтов определяется основные шесть причин «трудного возраста»:
1. «Валяет дурака». Подросток в этой категории много шалит и совершает неприятные поступки: прогуливает уроки, поздно возвращается домой, врет, обижает младших.
2. Враг для родителей. Причиной становится месть подростка родителям. Если не устранить эту причину месть может перерасти в настоящую войну между близкими людьми.
3. Испорченный ребенок. Частые конфликты с законом, частое свидетельство тому, что растет в неблагополучной семье, но без интеллектуальных и эмоциональных отклонений.
4. Органик. В этой ситуации у ребенка имеется задержка умственного развития. В этом случае подросток просто не может оценивать свои поступки в связи с ослабленным интеллектом.
5. Психотики. В эту категорию входят неполноценные, больные дети, для которых характерны галлюцинации, навязчивые мысли и мания преследования.
6. Дурное семя. Это тип подростков, у которых наблюдается хроническое правонарушение, которое проявляется с раннего детства и помочь тут ничем нельзя уже. Их также называют первичными психопатами.
Какие методы воспитания применять для трудного подростка?
Интеллектуальной сфера - нужно формировать у ребенка знания о моральных ценностях, идеалах и принципах, нормы поведения.Использовать метод убеждения, используя литературу, наглядные примеры, фото или видео.Мотивационная сфера – нужно формировать у ребенка правильное отношение к моральным нормам, например, отношение к близкому, как стремление к идеалу, смысл жизни и т.п. Этот метод включает в себя стимулирование, к которому относятся «кнут и пряник».Эмоциональная сфера – необходимо воспитать у ребенка такие чувства как жалость, доверие, сострадание, стыд, благодарность и другие. В этом случае используется внушение, воздействие на чувства.Волевая сфера – нужно сформировать такие качества: смелость, принципиальность, настойчивость, мужество и другие нравственно-волевые стремления.