Много написано работ по проблеме девиантного поведения среди подростков, как психологами, так и педагогами, но до сих пор эта проблема является нерешенной и насущной для специалистов.
Что же это значит «отклоняющееся (девиантное) поведение»?
В нашем обществе существуют нормы и стандарты (нормы культуры, права, психического здоровья, морали). И, если подросток нарушает общепризнанные нормы, то его поведение определяют как отклоняющееся (девиантное).
Следовательно, девиантное поведение можно поделить на типы
В том случае, если подросток нарушает правовые нормы, то его поведение определяется, как антисоциальное. Примеры: вандализм, хулиганство, кражи.
Если подросток нарушает общественные морально-нравственные нормы – асоциальное. Примеры: уход из дома, лицемерие, агрессивный настрой, образование субкультур.
Нарушение медицинских и психологических стандартов называется аутодеструктивным поведением. Примеры: суицид, наркозависимость, зависимость от компьютера, булимия.
Почему подростки начинают нарушать общепризнанные нормы?
На этот вопрос сложно ответить, потому что всех объективных причин ученым выявить не удается, но уже определенные делятся на 4 группы:
- причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами детей или их родителей;
- причины, связанные с социальной и психологической сферами:
- неблагополучная семья;
- отсутствие знаний у родителей в вопросах воспитания;
- плохие оценки;
- унижения со стороны сверстников;
- непонимание взрослыми подростковых проблем;
- пренебрежение взрослыми;
- стрессы;
- повышенная тревожность на почве социально-экономических проблем (плохая обеспеченность, безработица родителей);
- влияние СМИ: видеоролики со сценами насилия или текстовые сообщения, повествующие о жестокости и безнаказанности в мире.
- отсутствие времени у родителей на детей;
- конфликты в семье/с семьей;
- большое количество табу со стороны взрослых;
- постоянное унижение в семье, напряженная атмосфера;
- низкий интеллект у подростка;
- ощущение одиночества и непонимания у подростка;
- излишняя строгость родителей;
- отсутствие навыков поведения в обществе;
- низкий уровень культуры в обществе;
- наличие большое количества свободного времени;
- скука;
- семьи с одним родителем;
- финансовая нестабильность.
- причины – следствия возрастных кризисов:
- повышенная возбудимость, неумение контролировать свои эмоции;
- желание быть независимым и принимать все решения самостоятельно;
- неуверенность подростка в себе;
- строгость со стороны родителей, множество запретов;
- повышенная общительность;
- слабость детей в отношении влияния дурного примера;
- неравномерность психофизического и полового созревания;
- желание быть/стать в центре внимания взрослых.
- причины медицинского характера:
- наследственный фактор;
- заболевания.
Для того, чтобы решить проблему отклоняющегося поведения у подростков, следует принимать профилактические меры, ведь лучше предупредить, чем потом делать все, чтобы исправить антисоциальное, аморальное поведение подростка.
Что делать родителям, чтобы предупредить отклоняющееся поведение у подростков?
Создавать здоровую атмосферу в семье для воспитания своих чад; к вопросу воспитания отнестись с крайней ответственностью и ознакомиться с основами психологии и педагогики; уделять достаточно внимания детям, не игнорировать их проблемы (в учебе, с одноклассниками, друзьями) и переживания; поддерживать ребенка во всех его положительных начинаниях и желаниях.
Что делает государство для решения этой проблемы?
Государство старается организовывать здоровую социальную среду; занимается информированием населения и пропагандирует здоровый образ жизни; способствует развитию организаций, ведущих деятельность, альтернативную отклоняющемуся поведению; занимаются выявлением склонности к девиантному поведению, т.е. работают с группой риска, проводят реабилитацию и т.д.
Если с вашим ребенком сложилась такая ситуация, в которой вы чувствуете, что бессильны, обратитесь к специалисту, потому что последствия бездействия необратимы.