Бывает, родители полностью уверены в правильном воспитании ребенка − он адекватно реагирует на окружающих, перестает просить у мамы то, что она ему сейчас дать не может, спокойно ведет себя в общественных местах. Мама рада и даже испытывает некоторую гордость от своих педагогических способностей.
Но, в один прекрасный день малыш может устроить истерику в магазине из-за игрушки, сорвать поход в кинотеатр, и так раскричаться в автобусе, что придется сойти на ближайшей остановке, чтобы его успокоить. Ребенок плохо ведет себя на людях не просто так. У этого довольно частого явления есть свои причины. Поняв их, можно четко представлять себе план действий в каждом конкретном случае.
Выход в свет – нелегкое испытание
Когда ребенок-дошкольник ведет себя неадекватно, родители теряются, выходят из себя и действуют в отношении него не совсем справедливо. А ведь у детских капризов и даже истерик на людях есть вполне веские основания:
- Потеря связи
На прогулке мама встретилась с подругой, и они увлеченно разговаривают. Или в магазине засмотрелись на витрины, и не замечают детей, пока они хорошо себя ведут. А маленького пугает такое отсутствие связи со взрослым.
- Скучно
Даже если мама взяла сына на руки, это не поможет, если ему просто скучно. Развлечь себя самостоятельно детям 2-5 лет очень трудно, так же, как и управлять своим телом. А тут еще предстоит бесконечное с точки зрения ребенка ожидание очереди к врачу или к окошку в банке.
- Незнакомые эмоции
Если дети раннего возраста мало бывают на людях, они становятся беспокойными и плохо себя ведут. Просто не знают, как реагировать в незнакомой ситуации. А на детских площадках и в игровых зонах они могут быть сильно возбуждены от активных игр с большим количеством детей. Вот и жалуются мамы, что ребенок в 2 года ужасно себя ведет.
- Искушения
В торговых центрах даже у взрослых глаза разбегаются от обилия развлечений и вкусных предложений. В ресторане или на выставке хочется все исследовать. На детской площадке – прокатиться на чужом велосипеде. В данном случае говорить «нет» нужно чаще, без пространных объяснений, но очень уверенно и твердо.
- Другие реакции
К сожалению, родители могут совсем по-другому реагировать на одни и те же ситуации дома и на людях. Ребенок отлично чувствует эту разницу. Мама может идти на уступки, или вдруг проявить принципиальность, несправедливо наказать или спонтанно что-то купить. Мама просто подстраивается под общественное мнение, думая, что продолжит полноценное воспитание дома. Но такой подход всегда оборачивается против нее.
Важно: Во всех этих случаях малыш протестует неосознанно, без умысла. Как если бы он просил есть, когда голоден. Кстати, и голод, и жажда, и усталость тоже неизбежно приведут к капризам в общественных местах.
Есть, конечно, и осознанное демонстративное поведение. Некоторые дети любят порисоваться, оценивая реакцию окружающих. Или совершают негативные поступки с той же целью, определяя для себя границы дозволенного. В этом случае особо недопустимы двойные стандарты со стороны мамы.
Трудностей можно избежать
Сколько выходов в свет мамы отменяют из-за детских капризов! Конечно, проще оставить маленького бунтаря дома, тогда можно быстро управиться со всеми делами или спокойно провести время. Но лучше как можно раньше приобщить его к разнообразию жизненных ситуаций, вооружившись терпением, уверенностью в себе и нехитрыми правилами:
- Предупредить
Чтобы исключить капризы, к любой прогулке нужно готовиться. Захватить с собой легкий перекус и воду, игрушки (желательно те, о которых ребенок успел забыть), бумагу и фломастер. Перед выходом лучше озвучить, что его ждет в ближайшие 2-3 часа: «Сначала мы выберем тебе шапку в магазине, потом погуляем в парке, перекусим яблочком, ну а после этого пора будет забирать брата из школы».
Игра – самое лучшее средство для предупреждения нежелательного поведения. Если предстоит скучное ожидание, с обычной булочкой можно поиграть в «Жадину»: по очереди откусывать от нее по кусочку. Кто съел последний кусок, тот и проиграл. Бутылку из-под воды можно «одеть», используя все, что есть под рукой: платок, салфетку, шнурки, веревочки, куски пластыря. А потом маркером нарисовать «лицо». Дети постарше пусть составляют примеры с монетами, открывают книгу на указанной странице без помощи рук, соревнуются в перечислении любимых героев мультфильмов и т.д.
- Восстановить связь
Если дома гости, ребенок плохо себя ведет, оставшись без внимания. Чтобы показать, что мама о нем по-прежнему помнит, лучше всего обнять его, взять за руку. Еще одно действенное средство − постоянно разговаривать обо всем. При гостях это трудно реализуемо, но в других местах вполне можно рассказывать о вещах, людях, погоде, своих эмоциях. Объяснять новое, самим задавать вопросы, устраивать конкурсы на внимательность.
- Сформулировать правила
Если родители говорят, что в автобусе надо хорошо себя вести, для детей в этих словах нет никакой значимой информации. Неудивительно, что ребенку 5 лет, а он ведет себя неадекватно. Нужна максимальная конкретность: не ходить по салону, не болтать ногами. А что можно? Внимательно смотреть в окно и считать все, что покажется интересным. Загадывать, сколько людей войдет на остановке, придумывать смешные истории.
- Обучающие ситуации
Если возникают проблемы с поведением в магазине, нужно запомнить, что именно вызывает негативные эмоции и продумать небольшую тренировку. Как можно скорее (чрез день) нужно прийти в магазин еще раз, но ненадолго. Желательно выбрать время, когда людей там будет немного. Сформулировав одно-два правила поведения, вместе совершать покупки как обычно. Нужно не забывать хвалить ребенка за то, что он делает правильно, и ненавязчиво напоминать о правилах. Когда успех будет достигнут, можно уйти.
Важно: главное в учебных ситуациях – научить ребенка контролировать свое поведение, отличать плохое от хорошего.
- Тяжелый случай
Если чадо все-таки закатило скандал, самое лучшее – попытаться его игнорировать, хотя «поддержка» окружающих вряд ли даст это сделать. Маме самой нужно оставаться спокойной и полностью взять ответственность на себя, не слушая ничьих советов. Даже во время истерики ребенок сумеет уяснить: мамины правила не зависят от ситуации и не меняются от крика недовольного ребенка. Самое лучшее − унести его подальше, устроить тайм –аут, дать успокоиться.
Адекватному поведению в присутствии посторонних нужно учить. Но при этом оставаться реалистами и не ждать от ребенка серьезных взрослых реакций по первой просьбе. Лучше воспринимать выходы в свет как лакмусовую бумажку требовательности, терпения и находчивости взрослого. Тогда даже маленький ребенок будет считать поход в магазин одежды не потерянным временем, а частью семейного ответственного дела.